1.4 C
Zaporizhzhya

В Украине подорожает проезд в общественном транспорте: сколько придется платить

4022
0

Киевские перевозчики считают, что тариф должен подняться вдвое. 

В Украине может подорожать проезд в общественном транспорте. Этого сейчас активно добиваются частные перевозчики, требуя от местных властей повышения тарифов для маршруток.

Еще в конце прошлого года о необходимости пересмотреть ценники заявили перевозчики Киева и Киевской области, Львова, Сум.

К примеру, по оценкам главы Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области Игоря Мойсеенко, проезд в столичных маршрутках должен стоить не менее 16 гривен вместо нынешних 8. Но маршруточники готовы на компромисс — повысить ценник хотя бы до 12-14 гривен.

В Сумах местные перевозчики предложили чиновникам тариф в 10 гривен (сейчас — 7 гривен), во Львове — 8 гривен (действующий тариф — 7 гривен).

Местные власти пока не дают «добро» на повышение, что и понятно, так как такое решение явно не обрадует людей. Львовские власти на днях заявили, что цена на проезд меняться не будет, так как якобы перевозчики «не повышают качество услуг». Киевские маршрутчики заявляют, что сами решили отложить повышение цен с февраля на март.

«Решили подождать месяц, посмотреть, как изменится ситуация на рынке. Но, скорее всего, без пересмотра тарифов не обойтись», — говорит Мойсеенко,

В Киевской области тарифы уже повышаются. Как рассказал нам глава Ассоциации перевозчиков Киевщины Алексей Павленко, идет пересмотр цен на отдельных маршрутах в Броварах, Боярке, Ирпене, Белой Церкви и др. Ценник вырастет в пределах 10-15%.

Главный аргумент перевозчиков — за время карантина пассажиропоток резко снизился, по большинству маршрутов вдвое и больше. А так как никакой поддержки от властей они не дождались, более того — чиновники еще больше закручивают гайки, возить людей стало невыгодно.

Впрочем, вскоре модель работы городского транспорта в Украине может кардинально измениться.

Недавно в парламенте появился законопроект, который прописывает новую схему сотрудничества местных властей и перевозчиков: города будут не продавать на конкурсах маршруты, как сейчас, а, наоборот, покупать у частников транспортные услуги.

«Наши водители к деньгам за проезд вообще не будут касаться, вся касса будет идти в местный бюджет. А за услугу по перевозке город станет платить, согласно расчета по себестоимости и маржи перевозчика. Сколько будет стоить проезд для населения — станут тоже определять местные власти. Но, чтобы рассчитаться с перевозчиками, им нужно будет или повышать стоимость проезда, или дотировать транспорт из бюджета», — говорят в профильных ассоциациях. Взамен они готовы выполнять условия местных властей — закупать новые автобусы, повышать качество услуг и пр.

Но такая схема подойдет разве что для крупных городов с богатыми бюджетами. Они смогут платить маршрутчкам и при этом не повышать стоимости проезда для людей. Мелким же придется или взвинчивать тарифы, или вообще отказываться от городского транспорта.

«Страна» разбиралась, что будет с ценами на проезд в общественном транспорте.

Двойной тариф

Маршрутчики начали раскачивать тарифную тему еще в прошлом году. Профильные ассоциации заявляют, что сейчас перевозчики работают в ноль, а то и в минус.

«В карантин были ограничения по загрузке маршруток. Да и пассажиропоток сократился, из-за того что многие люди работают на удаленке. Если среднестатистическая маршрутка ранее перевозила примерно 50 пассажиров на один рейс, то сейчас — вполовину меньше. Соответственно, только из-за этого вдвое выросла себестоимость перевозки одного пассажира. Повысились и другие расходы: растут цены на топливо, увеличилась минималка. Плюс нам не компенсируют проезд льготников. Многие перевозчики уже в минусах, сколько они еще продержатся — непонятно. О закупке новых автобусов я вообще не говорю — на это нет денег. По нашим расчетам, проезд должен подорожать вдвое — с 8 до 16 гривен», — говорят во Всеукраинском объединении пассажирских перевозчиков .

По данным Ассоциации перевозчиков Киевщины, согласно методике, утвержденной Мининфраструктуры, при расчете тарифов учитываются такие составляющие как зарплаты, ЕСВ, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание транспорта и др. И все за последнее время выросли. Только топливо, доля которого в себестоимости перевозок достигает 48%, за ноябрь — декабрь 2020 года подорожало более чем на 20%. Поэтому по Киевской области тарифы уже пошли в рост. Правда, как говорит Павленко, веерно — в зависимости от маршрута — на 50 копеек, одну, две гривны и т.д. На некоторых маршрутах ценники не меняли.

«Многое зависит еще и от конкуренции, в том числе с серыми перевозчиками, частными водителями, которые зарабатывают на попутчиках», — пояснил Павленко.