После обработки 100% голосов в регионах вырисовалась интересная картина электоральных предпочтений. Украина наконец-то отошла от разделения на Запад и Восток, начали проявляться другие тенденции. Мы попытались проанализировать географию результатов голосования
Как мы отмечали в прошлом номере, главным итогом стало тотальное доминирование Петра Порошенко во всех регионах — все области определились в пользу чисто проукраинского и однозначно прозападного направления. Однако есть нюансы. Они в количестве процентов, набранных лидерами президентской кампании в разных областях. Их обеспечил информационный фон последних месяцев, в меньшей мере — штабы кандидатов, еще в меньшей — административный ресурс. Обо всех по порядку.
Петр Порошенко собрал наибольшее количество голосов в пяти областях (расположены по мере убывания): Львовской, Винницкой, Ивано-Франковской и Закарпатской, а также в Киеве. Здесь нужно отметить, что в родной Виннице президент набрал меньше голосов, чем во Львове. Меньше 40% Порошенко набрал в Запорожье, Донецке, Харькове и Луганске. Наш регион отдал президенту всего 38,15% — четвертые с конца.
Юлия Тимошенко также сорвала куш в западных областях, однако в список регионов, отдавших наибольшее количество голосов за Тимошенко, попали также Чернигов и Кировоград. При этом, Тимошенко продемонстрировала более ровный результат по Украине. Если у победителя разрыв между долей избирателей в разных областях более 36%, то у Тимошенко — 11,84%. Одной из областей, где Юлия Владимировна потерпела фиаско, стала Днепропетровщина. Парадоксально, но там, где политика знают лучше всего, она получила наименьшее доверие. Еще меньше Тимошенко любят только в Киеве, Луганске, Донецке и Харькове.
Триумфальной областью Олега Ляшко стала Черновицкая — 16,59%, ожидаемо провальная — Донецкая. Однако в Луганске, где кандидат отличился несколькими показательными «карательными» акциями в отношении регионалов, Ляшко набрал больше, чем в Виннице и Херсоне.
Стабильно низкий, но равномерный рейтинг Анатолия Гриценко дает ему неплохие шансы на грядущих парламентских выборах. Имея примерно одинаковый результат во всех областях, разрыв между максимумом и минимумом составляет всего 6,11%, Гриценко может рассчитывать на достойную для своего уровня представленность в Раде. Конечно, если Анатолий Степанович решится идти в парламент своими силами. У политика вырисовалась и своя электоральная территория — это центр Украины от Чернигова и Сум до Запорожья и Херсона, а также четыре западные области — Волынская, Луцкая, Ровенская и Тернопольская.
Наибольший соблазн возобновить игру в «восток-запад» стоит перед Сергеем Тигипко. Его симпатии в Украине четко расположились по линии Харьков-Одесса. Это именно те области, которые российская пропаганда включает в так называемый «Юго-Восток». Тигипко обошел Тимошенко, занявшую второе место в общенациональном зачете, во всех юго-восточных областях, кроме Николаевской. В парламентской кампании политику, пропагандировавшему в ходе президентской гонки мир и диалог, трудно будет воздержаться от тезисов о том, что наиболее густонаселенные восточные области «кормят Украину», и о том, что размещенная там промышленность, должна определять будущее страны. Сюда же относится и языковой вопрос — беспроигрышная спекуляция идеологий ПР. У лидера «Сильной Украины» два пути. Один из них простой: трансформировать лозунги Партии регионов под новые реалии, выигрывая на противопоставлении, что даст гарантированный результат. Сложный, но и более перспективный и ответственный путь: попытаться, сохранив существующие симпатии, добиться роста рейтинга в других регионах.
Препятствием к возобновлению игр на территориальном противопоставлении станет общая картина — большая часть голосов отдана за кандидатов, четко обозначивших в своих программах курс на евроинтеграцию. От 95% на Западе и в Центре, до 65% на Востоке. Правда и в том, что Порошенко набрал в абсолютных цифрах больше, чем Янукович в 2010 году — 9,8 млн. против 8,6 млн, что дает надежду на консолидацию украинцев в желании покончить с прошлой риторикой о разделении Украины на кормящих и евроустремленных.
О том, что Тягнибок провалился в родной Львовской области, а Ярош в процентах набрал в Донецке больше, чем на Галичине, можно упомянуть лишь в контексте провалов российской пропаганды. Рейтинги националистов в Украине находятся в зоне статистической погрешности, что также выбивает старый, годами создаваемый козырь политологов сил восточных регионов.
Впереди тяжелая борьба за перемены. Украинцам еще предстоит воспитывать власть, которая просто обязана вынести урок из событий этой зимы. Однако в главном мы определились: между утверждениями «Украина одна, но мы такие разные» и «мы такие разные, но Украина одна» огромная пропасть. Дело не в перемене мест слагаемых, а в подмене причины и следствия.