Обратной дороги нет. Чего требовать от власти украинцу?

697
0

Безымянный

Война оттянула на себя все внимание. Тем временем страна продолжает жить в ожидании перемен. Молниеносных реформ не получилось. Причиной тому, в первую очередь, боевые действия. Однако и общественный запрос на радикальные изменения, которых требовал Майдан, значительно снизился. Все же, объективно, без реформ Украина может потерять свой шанс на развитие

Двери возможностей, распахнутые перед президентом Порошенко в мае, могут закрыться, так и не дождавшись его решений. Здесь стоит говорить и об обоюдности и взаимовлиянии различных сторон жизни нашего государства. Политические и экономические процессы, направленные на улучшение благосостояния граждан, должны ускорить стабилизацию на Донбассе, показать живущим там людям, что с Украиной у них есть надежда на процветание, рост уровня жизни. С другой стороны, скорейшее восстановление мира на востоке позволит высвободить силы для решения хозяйственных проблем.

 

Прозаседавшиеся

 

С февраля мы живем в условиях парламентско-президентской республики. При этом ее лицо определяет Верховная Рада, фактически продолжающая старые традиции времен Януковича. Сдвинуться с мертвой точки без перевыборов невозможно. Нынешний парламент абсолютно не отражает запросов общества. От него ждут слаженной работы с Кабмином, скорейшей ратификации соглашений с ЕС. В ответ высший представительский орган демонстрирует знакомые до боли договорняки, имеющие целью не реализовать запросы общества, а отстоять интересы своих спонсоров, отбить деньги, потраченные на свержение Януковича.

Разрушение коалиции можно было бы назвать первым шагом к роспуску парламента, если бы не очередные признаки того, что это лишь часть договорной игры, призванной сместить правительство Яценюка. Главное тому свидетельство — отсутствие инициативы по изменению выборного законодательства. Иными словами, перед тем, как распускаться, действующий парламент должен пойти на жертву и создать правила для новых выборов — открытость списков, усиление ответственности за подкуп избирателей.

Что до затратности проведения очередных выборов, то пример президентской гонки показал, что их можно провести без излишней помпы. Деньги найдутся. Аргумент о том, что без Донбасса новый парламент будет не до конца представительским, оборачивается контртезисом. Политики, чей электорат находится на востоке, в первую очередь заинтересованы в проведении там выборов, то есть прикладывать реальные усилия, чтобы установить мир и восстановить порядок в этой части Украины.

 

Уходящий поезд

 

Запрос на реформы, поддержанные люстрацией, должен давить на действующую власть. Без них к зиме поднимется новая волна протестов. Карту нестабильности и разочарованности в результатах революции, сменившей одних олигархов на других, открывших новым хозяевам доступ к наработанным коррупционным схемам, будет разыграна как ее оппонентами, так и нашим северными соседями. Они заинтересованы в любой нестабильности в Украине. Война и гражданские волнения в связи с отсутствием экономических успехов — идеальный вариант.

Борьба с коррупцией должна быть наглядной. Утверждая генерального прокурора Виталия Ярему, президент Порошенко цитировал автора сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю, который посадил нескольких своих родственников, бывших во власти. До тех пор, пока мы не увидим судов над коррупционерами, веры новой власти не будет. Порошенко должен отдавать себе в этом отчет.

Для самих реформ, которые необходимо проводить командой, прошедшей люстрацию, исключившей из своих рядов людей старой системы, сейчас наиболее благоприятное время. На фоне донбасской трагедии непопулярные решения правительства и президента могут получить даже одобрение. Конечно, лишь в том случае, если будет проведена должная разъяснительная работа. За независимость и будущее детей нужно платить сейчас. Деньги вперед. К сожалению, нет другого пути. Волевые решения лишат их авторов возможности продолжать политическую и правительственную карьеру, однако расчистят дорогу для нового Кабмина, который на сформированном фундаменте сможет построить экономику, направленную не на выживание, а на процветание.

 

Как относиться к президенту

 

Мы неоднократно писали о необходимости пересмотра взгляда на власть. Жертвы Майдана и Антитеррористической операции сделали очевидным главное — власть исходит не от доброго или злого правителя, а от людей, берущих на себя ответственность за свое будущее. Поэтому неважно, хочет ли Порошенко реформировать страну. Важно, хотим ли этого мы. Если да, то, чтобы удержаться на посту, а затем достойно уйти и встретить старость уважаемым, а не проклинаемым политиком, Петру Алексеевичу необходимо следовать запросам общества.

Президент, таким образом, становится не столько олицетворением власти, сколько действительно слугой народа, гарантом соблюдения прав граждан. В этом направлении и необходимо смещать акценты, от которых нас старательно уводили политтехнологи Януковича, предлагая нам во всем положиться на тех, кто «услышит каждого». Не услышат. Нужно заявлять о себе громко и уверенно. Страха больше нет.

 

Кабмин должен уйти

 

Решение о своей отставке премьер Арсений Яценюк объяснял тем, что Рада, во-первых, саботирует решения правительства, во-вторых, разрушила коалицию, которая назначала действующий Кабмин. В действительности, данный состав министров должен покинуть кресла по одной простой причине — в нем нет критической массы профессионалов. Созданный по квотному принципу Кабмин, кое-как справился с задачей недопущения дефолта, однако главная его цель — вернуть деньги владельцам политсил, потратившихся на Майдан. Ожидать от кабинета Яценюка радикальных реформ было напрасным занятием. Майданные и квотные министры оказались неспособны решать сложные задачи сегодняшней повестки. Впрочем, какие-то имена запомнились, мы их еще увидим в новых составах правительства.

Мы должны понимать, что Кабмин «камикадзе», как любил его называть премьер Яценюк, являлся, по сути, переходным. Это было правительство национального спасения. И удержав страну от провала в грандиозный кризис, оно должно уйти, дав дорогу профессионалам. Они должны провести радикальные реформы, после чего также уйти с арены. И уже третий Кабмин будет собирать пенки после деятельности двух предыдущих, беря курс на развитие социального сектора.

 

На грани экстремизма

 

Отдельно стоит говорить о чисто экстремистских шагах по запрету коммунистической партии. Во-первых, это неконструктивно со стороны ее противников, так как только увеличивает ее электоральную поддержку со стороны наших избирателей, так любящих гонимых и ущемленных. Во-вторых, это создает нехороший прецедент, удаляющий нас от европейских идеалов. Думается, что правильней было бы довести дело до выборов, на которых коммунисты, с успехом разваливающие собственную фракцию и партию, могли наглядно показать мизерность их поддержки. В этом случае, забвение гораздо эффективнее агрессии, которую демонстрирует «Свобода» в парламенте. Между прочим, убирая из сессионного зала своих антагонистов, свободовцы ставят вопрос о необходимости собственного присутствия там.

 

Все идет по плану

 

Конечно, нам всем очень хотелось, чтобы сытость и порядок пришли в нашу жизнь как можно быстрее. Но законы эволюции государства вносят другую правду жизни. Невозможно добиться реформ без борьбы с коррупцией, нельзя сформировать Кабмин профессионалов без переизбирания Верховной Рады, нельзя ждать от власти неустанной работы на благо людей, если сами они неустанно этого не требуют.

Мы смогли свергнуть диктатуру, показали, что можем воевать с более сильным соперником, доказали право на жизнь своего государства. Но мы пока не научились монотонно и планомерно контролировать власть. Нас все еще легко купить и запугать. Избавление от этих старых привычек значительно ускорит благотворные процессы в Украине. Мы в пути и обратной дороги нет.