Многое измеримо в этом мире, только не скорбь человеческая. Собственное горе всегда самое большое, свои проблемы — самые значимые. Но украинский Донбасс не единственная горячая точка на планете. И интересы мировых держав не сосредотачиваются на решении проблем Киева. Война на Ближнем Востоке куда больше увлекает и США, и Европу. Туда для недопущения проявления сепаратизма отправляются оружие, военные, деньги. Об этом мы писали в одном из прошлых номеров. В последний месяц тренд мирового сепаратизма еще больше усилился
Об отделении попросили Шотландия, Каталония, а теперь еще и в китайском Гонконге начались акции протеста за предоставление более широких прав региону. В заполитизированном украинском и российском информационном пространстве все эти события начали тут же проецировать на наши реалии. Гляди, и там отделяются — значит, и мы не дураки! ДНР с Шотландией, даешь независимость Каталонии! Таким нехитрым способом руководство донбасских сепаратистских образований как бы ставит себя в один ряд с Испанией и Великобританией, а точнее, с их бунтующими регионами. Смехотворность этих сравнений — еще одно доказательств мощи пропаганды, которой достаточно намекнуть на причастность к чему-то большому, красивому и благородному — и вот уже человек, вчера работавший по 12 часов в копанке, ощущает гордость за шотландцев и каталонцев, о проблемах которых до нынешней осени и не знал.
Достаточно сказать, что Шотландия до нынешнего референдума о независимости прошла более чем трехсотлетний путь и все же осталась в составе Великобритании. За независимость проголосовали 44,7% пришедших на участки, против — 55,3%. Референдуму 18 сентября предшествовала долгая подготовка, уговоры и переговоры. Стоит ли говорить, что как-то обошлось без захватов государственных учреждений, призывов именовать британское правительство хунтой, а тем более силовых акций с использованием огнестрельного оружия. Хотя, безусловно, шотландцам, серьезно настроенным на отделение от ненавистной Великобритании, стоило бы поучиться у коллег из Донбасса и Крыма. Зеленые человечки, спонтанность выборов, бюллетени, отпечатанные на принтере, мгновенные подсчет голосов не оставили бы шансов сторонникам единого и неделимого британского государства.
«Каталония кормит Испанию!» Так мог бы звучать основной лозунг каталонских сепаратистов. В регионе проживает 16% всего населения Испании, которые производят 23% валового национального продукта. По показателям ВВП Каталония не уступает Финляндии, Дании, Португалии, Германии. Каталония хочет независимости. У нее уже есть статус автономии, есть свой язык, считающимся официальным в регионе. Есть многовековая история отношений с Мадридом. Об отделении в Каталонии заговорили в конце 70-х годов прошлого века. Испания, недавно пережившая серьезный спад экономики, дорожит Каталонией и задабривает ее. Помимо автономного статуса и языка, каталонцам дали два референдума (правда, консультационных), чтобы понять, чего же они хотят. На них пришло всего 30% семимиллионного населения, из них 94% заявили решительное «да» независимости. Эти референдумы прошли в 2009 и 2010 годах. Каталония все еще в составе Испании. 27 сентября правительство Каталонии приняло очередной документ, постановляющий провести референдум. Он назначен на 9 ноября. Его законность не признал Конституционный суд Испании. Продолжается тяжба. Что сказать? Горячим испанцам далеко до удали наших соотечественников, не желающих таковыми быть. Суд, процедура, опрос — чепуха какая-то. Русский мир там, где деды воевали, где русским духом пахнет, там, где реет флаг ДНР. Вот только гибель тысяч людей не чепуха.
А вот протесты в Гонконге почему-то вызывают в России и у идеологов ДНР неодобрение. Впрочем, оно понятно. Это же Майдан. А Майданы по всему миру, как известно, устраивают враги православия и духовных скреп — США. Хотя по духу протесты в китайской автономии куда более подходят тому, что происходит в Украине. Проводниками чаяний об изменениях выступают не представители элит, а вылившееся на улицы пестрое движение. В основном это студенты. Стоп. Какие студенты? На Донбассе были студенческие протесты? В этом и суть различия. Гонконгские протестующие, помнящие, что еще недавно они были подданными Великобритании, требуют от китайских властей конкретных шагов — назначения прямых выборов автономии вместо нынешних двухступенчатых. На Донбассе главное требование по-прежнему остается довольно абстрактным — воссоединение с русским миром. Там выборы вообще не нужны.