Мир на бумаге. Параллельные реальности переговорного процесса

800
0

Russia's President Putin, Belarus' President Lukashenko and Ukraine's President Poroshenko react while posing for a family photo during their meeting in Minsk

Украинское руководство предложило своему народу параллельные реальности. Впрочем, не только оно. Война на Донбассе показала, что весь мир давно и успешно живет по двойным стандартам. Такова его неизменная на протяжении веков природа

Президент Порошенко заявляет украинцам и миру об открытой агрессии России, при этом ведет переговоры с Владимиром Путиным. Тот, в свою очередь, не устает заявлять, что к войне не имеет отношения, однако активно участвует в мирном урегулировании, выдвигает свои инициативы. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен говорит об агрессии России, заявляет, что альянс больше не воспринимает ее как партнера, при этом документ о сотрудничестве остается в силе, а канцлер Германии обнадеживает: «двери для переговоров остаются открытыми». Одним словом, всем навязывается двойственное восприятие конфликта: война России и Украины вроде бы есть, но ее как бы нет. Россия как бы участник конфликта, но вроде бы и нет. В этой мутной жиже неопределенности заключается некое «перемирие».

Ему предшествовал ряд событий. Если не начинать с самого начала, то это активное продвижение украинских войск на Донбассе, затем остановка наступления путем ввода российского контингента, результатом которого стало образование котла под Иловайском. После российская армия вторглась в мариупольском направлении, а затем состоялось самое главное: саммит НАТО. Там решалось, как реагировать на вновь открывшиеся обстоятельства — готовность Путина идти на все большее обострение.

Таким образом, Владимир Владимирович накануне новых переговоров сделал себе задел — некое пространство для маневра. Угрозами потребовав большее, он может получить желаемое меньшее, просто ослабив эту угрозу. Предположим, что его цель — создать очаг нестабильности в Украине, который не позволит ей двигаться в Европу и сотрудничать с НАТО, а также замедлит реформы и в конечном счете превратит в недо-государство — failed state. Тогда необходимо, чтобы ДНР и ЛНР имели в составе Украины особый статус и могли ветировать решения Киева по ключевым внешнеполитическим вопросам, параллельно ослабляя ее экономику. Угрожая резко расширить границы Новороссии своим оружием, Россия получает желаемое — мир и остановка агрессии в обмен на особый статус самопровозглашенных республик. И дело не в их размерах, важен сам факт их присутствия и обязательно в рамках Украины, а не как отдельные государства. Поэтому, кстати, и не дождутся в ДНР и ЛНР признания их государственности Москвой.

Итоги саммита НАТО Порошенко описал так: «Украина получила то, чего мы ожидали». Если мы ожидали поддержки на словах, то Президент сказал абсолютную истину. Но, как мы писали ранее, нам следовало бы ожидать от Запада единой позиции по признанию ДНР и ЛНР террористическими организациями, поддерживаемыми Россией. Случись это, украинская сторона имела бы более сильную позицию в Минске и без заверений о поставках оружия, которые немного подсластили фактическую безрезультатность встречи в Уэльсе. Не случилось, а значит, переговоры в Минске в присутствии ОБСЕ — это уже не переговоры с террористами (ведь Запад их официально таковыми не признал), а с неким образованием, имеющим право высказывать свою позицию, требовать, но только не нести ответственность за выполнение договоренностей.

В шапке документа о перемирии, подписанного в пятницу в Минске, значатся имена обоих глав государств, однако подписан он представителем самопровозглашенной ДНР Александром Захарченко и экс-президентом Леонидом Кучмой. «Протокол по итогам консультаций трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина» — так называется этот документ. И его суть кратко можно описать так: прекратить войну и начать диалог с ДНР и ЛНР. То есть именно то, что нужно Путину. Вот как выглядят некоторые пункты:

  1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.
  2. Провести децентрализацию власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
  3. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
  4. Обеспечить проведение до-срочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
  5. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

Как видим, договариваются не столько Россия и Украина, сколько Киев и Донецк. Законы об особых статусах, об изменении избирательной системы будут ведь приниматься Верховной Радой. В довесок пункт об экономическом возрождении также ляжет на плечи украинской экономики.

Стоит отметить, что и постоянно настаивающие на своей независимости ДНР и ЛНР подписывают документ, который, по сути, передает их судьбу Киеву. Если требуется полная независимость и отделение от Украины, как могут решаться эти вопросы в украинском парламенте? И в этом снова проявляется двойственность политики. Все понимают, но делают вид. Лидеры ДНР и ЛНР делают то, что говорит Кремль, но ему удалось добиться того, чтобы официальный диалог о перемирии велся именно на уровне Киев — Донецк.

А теперь еще раз об ответственности. Это очень хорошо проявляется в пунктах относительно мониторинга границ Украины и России. В плане Порошенко была такая формулировка: «Создание 10-километровой буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований». В нынешнем минском документе она выглядит уже так: «Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ». То есть нашу границу должна охранять не Украина, а ОБСЕ. А вот что по поводу границы думают в ЛНР. «Что касается мониторинга границ ЛНР и ДНР с Россией. Мы будем внимательно изучать, что именно имеют в виду авторы этого пункта. Авторы эти — представители Киева. Зона безопасности на границе наших республик с Россией — это что? Если это какой-то замысел, чтобы опять попытаться взять республики в кольцо блокады, это не пройдет», — заявляет российскому агентству «РИА Новости» глава самопровозглашенной ЛНР Игорь Плотницкий. Переводя на человеческий язык, «границу с Россией, которая осуществляет нам поставки вооружений, мы не отдадим». А ведь это и есть ключ к решению конфликта. Будь граница на замке, да разве зашли бы в Украину эти сотни единиц техники, которые будто по волшебству родила донецкая земля? То есть в случае непокорности Киева — новые поставки, новые обстрелы, гибели. И так до тех пор, пока не образумятся украинцы, не придут на поклон в Кремль. К сожалению, это так. Российскому безлимиту людей и техники противостоит 40-тысячная украинская армия с артиллерией образца 40-х годов.

Вот такое перемирие. С военной точки зрения под этим словом подразумевается не только и не столько приостановка определенных действий, сколько усиленная подготовка к новым. И оттягивание возобновления войны выгодно только одной из сторон. Судя по тому, что серьезно атаковать сегодня готова Россия, минский мир выгоден Украине. Но времени на усиление ее позиций крайне мало, а обещанное оружие из стран НАТО пока очень далеко. Тем временем российские «Грады» будут периодически напоминать, что пора бы принять законы о специальных статусах, иначе… Одним словом, передышка будет короткой. И новая драка неизбежна. Война за независимость продолжается.