Военные расследования: кто виноват в окружениях украинской армии

704
0

epeSOqEZfa4

«Иловайский котел» стал на сегодняшний день самой горькой страницей новейшей военной истории Украины. За несколько дней там погибли десятки людей, сотни попали в плен. Точных данных нет, однако известно, что в окружение попали бойцы пяти добровольческих батальонов, а также части регулярной армии. По одним данным, это 340 человек, по другим — около 5000. Истина где-то посередине. Поиск погибших и обмен пленными, попавшими в окружение под Иловайском, продолжается до сих пор. Спустя две недели после образования котла небольшими группами продолжают самостоятельно выходить бойцы

 

Чтобы понимать, что такое окружение, нужно иметь представление об артиллерийском обстреле. Снаряд «Града» имеет два метра в длину и весит около 20 килограммов. Когда начинается обстрел, у бойца есть не более 15 секунд, чтобы найти хоть какое-нибудь укрытие. Многие не выдерживают, и их потом в обезумевшем состоянии приходится искать за несколько километров от места обстрела. Естественно, беглецы гибнут чаще других. Залповый огонь выжигает территорию площадью примерно 15 гектаров. И где-то там в щелях лежат люди. Они настолько малы по сравнению с поражающей силой «Града», что часто остаются живы, но везет не всем. Спать под обстрелом невозможно, еда не доставляется. Вот это и есть котел — планомерный обстрел сил противника, лишенных возможности маневрировать или отступить.

Иловайск расположен на высоте, с которой видны как на ладони соседние населенные пункты. Отсюда их удобно обстреливать. Взятие этого города и установка здесь украинской артиллерии означало бы серьезную угрозу Донецку. «Там была их кощеева смерть», — как выразился один из комбатов. По словам бойцов и командиров, до определенного момента все шло хорошо. Удалось зайти в город, успешно атаковать противника, а потом вдруг началось неладное. На фоне резкого усиления ополченцев российскими подразделениями бойцы перестали получать поддержку от регулярной армии. Добровольцы вооружены в основном стрелковым оружием, которое бесполезно против артиллерии. Украинские же пушки так и не подоспели. Сильно задержались и автомобили, на которых бойцы могли бы покинуть окружение. Их средства передвижения к тому моменту уже были уничтожены. Колонну отступающих затем обстреляли вопреки всем договоренностям, а скорее, о них не все знали. В результате этого обстрела машины, на которых эвакуировались бойцы, также были уничтожены.

Война — это всегда страшный бардак, а мы только учимся воевать. Но в процессе обучения обязательна работа над ошибками. Если не разобраться в причинах поражения, они будут повторяться снова и снова. И здесь нельзя все списывать на российское вторжение: можно отступить, но дать себя окружить и убить — преступно. Расследованием этого преступления, заверил президент, займется военная прокуратура. Очень серьезные вопросы к руководству АТО и Генштабу, которые все еще находятся в процессе налаживания нормального взаимодействия между разными подразделениями. Солдатам, которые все чаще проклинают генералов и воюют уже не столько за победу, сколько за своих однополчан, важно понимать, что к их требованиям о смене руководства прислушиваются. Иначе — падение боевого духа, на котором все еще держится армия, новые беспорядки в Киеве и дальше по цепочке. Сейчас у нас что-то, напоминающее перемирие. Однако воевать рано или поздно придется. Армия становится основой государства, и она должна понимать, что у этого самого государства есть воля делать ее лучше.