Оплата коммунальных услуг для многих жителей Запорожской области – это всегда отдельная песня. Некоторые тратят на ЖКХ последние копейки, иные же предпочитают хитрить и умудряются «занижать» свои счета. Особенно четко эта тенденция прослеживается в вопросе поставок воды – граждане нередко пускают в ход приспособления, чтобы отмотать цифры на приборе учета.
Понятно, что такая ситуация отнюдь не радует предприятия, которые обеспечивают водой потребителей. И они требуют, чтобы абоненты частного сектора выносили свои счетчики с территории домохозяйств в специальные смотровые колодцы, где контролер сможет фиксировать реальные показания прибора, а также видеть, что в нем нет посторонних «примочек». Казалось бы, вполне обоснованная и справедливая претензия, особенно если учесть, что соответствующее решение было принято на сессии Запорожского областного совета. Но у нас закон писан не для всех…
Более того, иногда доходит до абсурда: местные органы власти сами рекомендуют жителям своих территорий не подчиняться этому постановлению. Ссылаясь на решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) – дескать, приборы учета, установленные в соответствии с правилами и нормами, необязательно выносить. О том, что происходит в этой сфере, мы поговорили с генеральным директором КП «Облводоканал» Запорожского областного совета Сергеем Басанским.
— Действительно, в регионе существует такая проблема, хотя и не на всей его территории, — подтверждает Сергей Владимирович. – У нашего предприятия в области 8 цехов, в большинстве районов понимают необходимость и законность требований по выносу приборов учета в точку подключения и не чинят сопротивления – местные органы власти имплементируют эту норму. Но такое понимание, к сожалению, есть не везде, и самым проблемным участком в этом отношении является город Вольнянск.
— Чем же он такой «особенный»?
— До мая 2019 года водовод Запорожье – Вольнянск – Новониколаевка находился в аренде КП «Водоканал» г. Запорожье, который и предоставлял услуги в данном регионе. В апреле договор аренды закончился, сети были возвращены КП «Облводоканал» ЗОС. С 01.05.2019 года он был определен исполнителем услуг по водоснабжению в Вольнянске. Примечательно, что воду для предоставления услуг в данном регионе мы закупаем у городского «Водоканала», потому что других источников воды в данном направлении нет. Сети были приняты в неудовлетворительном состоянии, что является причиной частых порывов.
Для контроля водопотребления и гидравлического режима (с целью выявления «скрытых» утечек) в регионе с мая 2019 года нашим предприятием проводилась работа по построению единой системы учета воды, в рамках которой были установлены ультразвуковые расходомеры с системой передачи данных. В мае 2020-го она была отлажена и накопленные данные позволили проанализировать структуру водопотребления в регионе. Так, например, мы увидели, что объемы воды, которые мы подали в Вольнянск и которые реализовали потребителям, существенно отличаются. Но мы же ее покупаем и должны регулярно рассчитываться с поставщиком за весь объем.
— И каковы же «потери» в этом городе?
— Более 40%, а такой показатель не закладывают нам в тариф. Стоит отметить, что он рассчитывается исходя из фактического объема реализации, и если бы реализовывалась вся вода, тариф был бы ниже. Кроме того, недополученные средства не позволяют нам своевременно рассчитаться за электроэнергию, производить ремонт сетей, повышать качество услуг и т.д. А страдают от этого законопослушные граждане.
— Как мотивируют свой отказ выносить приборы учета остальные?
— Самая распространенная отговорка: «Счетчик всю жизнь стоял на территории моего дома – зачем его переносить?» Пытаемся объяснить, что по закону о коммерческом учете они должны находиться в точке подключения к водоводу. Потому что потери и порывы могут быть не только на сетях, которые располагаются на улице, но и на тех, которые идут к абоненту.
Еще одна проблема: в летний период в частном секторе всегда вырастает потребление воды – огороды-то поливаются. Но в Вольнянске сложилась парадоксальная ситуация: в доме прописаны 3-4 человека, есть земельный участок, а расход воды составляет 2-3 кубометра в месяц, независимо от сезона. Это просто смешно: в квартирах обычная семья воды использует больше! То есть ответ простой: происходит несанкционированный забор ресурса. А на КП «Облводоканал» пачками строчат жалобы – мол, заставляем выносить приборы учета. Но если все по закону, какие к нам претензии?
— Сергей Владимирович, а можно ли повлиять на потребителей, отказывающихся выполнять законное требование?
— Только разъяснительной работой, потому что штрафов за это не предусмотрено. Как худший вариант – после окончания срока, указанного в предписании на вынос прибора учета, согласно решению сессии областного совета мы начисляем за полив согласно установленных норм. Именно так и поступили в октябре текущего года в Вольнянске: из примерно 6 тысяч лицевых счетов доначисления получили около 400 абонентов. И мы наткнулись на их гневную реакцию.
В частности, в местных СМИ появились статьи, в которых предприятие обвиняли в «неправомерных» доначислениях. Причем в этих материалах руководство КП «Облводоканал» ЗОС и я лично обвиняются в «рэкете», шантаже и запугивании, а авторы вопрошали, почему в дело не вмешиваются правоохранители.
Пик работ пришелся на предвыборный период, когда жители города перестали быть просто потребителями коммунальной услуги, а стали, в первую очередь, электоратом. Возможно, потому мэр Вольнянска Наталья Мусиенко и депутаты городского совета прямо выступают против решения облсовета о необходимости вынесения приборов учета. Они преподносят его как «давление со стороны монополиста». Но в реальности многие просто хотят жить по старым правилам, отматывая счетчики.
Да, некоторые опасаются дополнительных затрат на эту процедуру, потому что людям рассказывают: обойдется она в десятки тысяч гривен. Это не так: можно найти варианты, когда в одном колодце будет установлено несколько счетчиков, и это путь к удешевлению. А выделить один раз 1,5 тысячи гривен или платить по нормам – это две большие разницы.
К слову, согласно Закону Украины «О коммерческом учете…», коммерческие приборы учета могут быть установлены в точке подключения за счет органов местного самоуправления. Наше предприятие обращалось в городской совет и к депутатскому корпусу Вольнянска с просьбой о выделении средств на данные мероприятия хотя бы для социально незащищенной категории населения, но получило отказ.
— Каковы финансовые потери КП «Облводоканал» от бойкота, объявленного вольнянцами?
— Примерно 1,5 миллиона гривен ежемесячно, а «война» идет с середины лета. То есть мы несем прямые убытки, а еще можем «нарваться» на штрафные санкции, так как вовремя не обеспечили вынос приборов учета на определенных участках. Соответственно, придется урезать расходы – в «минус» уйдут модернизация производства, капитальные и текущие ремонты водопроводных сетей.
Между тем, предприятие в данный момент находится в достаточно тяжелом финансовом положении, и нести потери на чужих сетях не имеет ни возможности, ни желания. У нас уже есть предупреждение от КП «Водоканал» о прекращении подачи воды. И целое направление Вольнянск-Новониколаевка-Новоалександровка, соответственно, также останется без этого ресурса. А это десятки населенных пунктов, множество людей! Но все почему-то считают, что это проблемы исключительно нашего предприятия.
Кстати, подключение к водопроводным сетям без разработки и согласования с поставщиком услуг проекта запрещено. А у большинства абонентов в Вольнянске пакет документов на присоединение отсутствует. Представители власти в переписке с КП «Облводоканал» заявляют, что на их территории нет колодцев, выносить приборы учета некуда, потому что все точки подключения… заасфальтированы.
Согласно действующему законодательству, водопроводные сети имеют санитарную зону, а также зону ограничения и отягощения, где нельзя не только строить, но и складировать что-либо. При проектировании дороги, по которой будет двигаться большегрузный транспорт, над водопроводом должны быть предусмотрены защитные мероприятия, чтобы под большим весом труба не разрушалась. В свое время этого сделано не было, и теперь при возникновении аварийной ситуации на таком участке осуществить ремонт без повреждения дорожного покрытия невозможно, а это дополнительные затраты на его восстановление. За чей счет будет выполняться благоустройство?
— Сергей Владимирович, и напоследок: что вы намерены предпринимать в связи с этой проблемой?
— Были вынуждены инициировать расторжение договора с Вольнянским городским советом. К чему это приведет? Другого поставщика услуг найти будет нелегко, тариф вырастет из-за маленьких объемов поставок. Новосозданное предприятие столкнется с теми же проблемами, которые существуют сейчас у нас, оно недоберет платежей за воду. Значит, будет обращаться за дотациями из городского бюджета, а это средства, которые могли быть потрачены на социальную сферу города, развитие инфраструктуры и т.д., то есть в конечном итоге пострадают законопослушные люди. Вот такой получится неутешительный расклад. Если, конечно, местные власти Вольнянска не примут пусть и непопулярное, но ответственное решение. Хотя времени остается все меньше…